ХУДОЖНИКИ ЯЛТЫ
ЗАРИСОВКИ С НАТУРЫ
Кто любит японское искусство, кто ощутил его влияние а это
общее явление для всех импрессионистов - тому есть смысл
отправиться в Японию, вернее сказать, в места равноценные
Японии - на юг. Я считаю, что в конечном счете будущее
нового искусства – на юге.
(Ван Гог)
Несколько лет назад мы устраивали во дворе дома выставку. Зашел один профессиональный севастопольский художник и был поражен. Севастополь и Ялта рядом находятся, каких-то семьдесят километров. То же Черное море. А живопись абсолютно иная. Другой стиль, другие краски. Ван Гог был прав. Южный колорит создает для художника идеальные условия. И обилие солнца, и буйство красок в природе, и невозможно красивый ландшафт. Художник просто вынужден создавать шедевры.
Ялтинская живопись – живопись мирового уровня. Только, выражаясь современным языком, не раскрученная. Работы ялтинских художников могли бы украсить лучшие галереи. Яровой, Захаров, Басов, Стрелов… Этот список далеко не полон. Среди ныне здравствующих живописцев не мало ярких, самобытных мастеров. Художников самозабвенных, живущих ради того, чтобы творить красоту на радость людям. Хотя, когда говоришь им об этом, они отвечают: "Ну, что вы, мы самые обыкновенные" .
Да, они обыкновенные. Но из под их кисти выходят произведения, способные исцелять страждущую душу. Да, они обыкновенные, но их рукой водит Всевышний… Один художник писал на натуре. И как только он закончил писать, пошел дождь. Крупные капли легли на его акварель. Сам Господь поставил точку в работе. Я попросил его рассказать, как так получилось. Вот, что художник сказал: "Я писал и попал под дождь. Что там еще рассказывать? Как дождь шел, так и лег на бумагу. Я это не делал сознательно. Что мне выкидывать ее было, что ли? Некоторые и выкидывали".
В этом плане живопись близка медицине. "Среди повествований собранных в "Киево-Печерском патерике" - сборнике рассказов о жизни выдающихся иноков первых поколений киевского монашества, можно было прочитать о родоначальнике русского иконописания старце Алимпии. Алимпий считал даже сам материал своего художества – краски, освященными и целебными, и лечил больных, помазуя их кистью, которой писал. И в этом предании проявляется идея целительной помощи от искусства, служения художника страждущему человеку". Творчество – лучшее лекарство. Не случайно среди художников много долгожителей. В момент написания картины художник выходит за рамки видимого мира, прикасается к вечности, и это свое состояние он передает зрителю. "Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве... Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу"(Н.В. Гоголь). Может, этим люди только и тешатся? Может, этим люди и успокаиваются? Или это и есть жизнь? Настоящая жизнь? Можно с уверенностью сказать: все остальное не есть жизнь. Человек только тогда и жив, когда он в вечности.
При помощи живописи, как и при помощи слова, можно передать все чувства. Даже самые высокие. "Ван Гог описывает некоторые свои пейзажи, рассказывая, что в одних он пытался передать ощущение страдания посредством определенных комбинаций красок и тяжелых черных контуров, в то время как в других картинах стремился передать мир и покой. Подытоживая свои мысли, он объявляет: "Для того, чтобы создать нечто мирное, успокаивающее, нет необходимости изображать персонажи нагорной проповеди""(Джон Ревалд).
Беда великих мастеров в том, что они шагают впереди времени. Поэтому, как правило, при жизни остаются непонятыми. Или понятыми единицами. "Великая поэзия возможна только при наличии великих читателей"(Уитмен). Они остаются непонятыми даже самыми близкими людьми, родными. А кто-то понимает, но не дает им хода именно потому что понимает. Что поделаешь? Конкуренция.
Их не останавливает то, что их ругают, что их живопись не признается, что их работы не продаются, что у них нет денег на холсты и краски, что они нищенствуют. И потому можно увидеть шедевр, написанный на обрывке оберточного картона или на самом этюднике. Но они знают, чувствуют, что их живопись - настоящая. И это знание помогает выстоять. А сколько художников, которые, начав писать в угоду публике "умерли" как живописцы, хотя обеспечили себе безбедное материальное существование.
"Человек живет на свете только один раз. Скажите как оправдать то, что он попусту тратит свою жизнь, продавая дуракам дрянные картины… Чтобы идти в этом мире верным путем надо жертвовать собой до конца. Назначение человека состоит не только в том, чтобы быть счастливым, он приходит в мир не за тем только, чтобы быть честным, - он должен открыть для человечества что-то великое, утвердить благородство и преодолеть пошлость, среди которой влачит свою жизнь большинство людей"(Ирвинг Стоун).
Пусть простят меня те, о ком я не упоминаю. Я пишу о тех, кто мне близко знаком, о тех, кого люблю.
Александр Малышко